Школа - это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема коррупции. Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Поэтому тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе. В рамках противодействию коррупции важной составляющей является школьное образование и воспитание.
Основной проблемой является необходимость внедрения в сознание школьника новых образцов поведения, которые дети, в большинстве случаев, не могут заимствовать у своих родителей.
При наличии широкого спектра материалов, доступных учащимся, учитель является только одним из источников информации, а значит, на первое место выходят методы и формы работы с учащимися.
Разрабатывая классные часы, деловые игры, уроки антикоррупционной направленности, мы включаем в содержание не только правовую составляющую проблемы, но и морально-этические аспекты. Разнообразие форм и методов работы выбираются исходя из учета познавательных и возрастных особенностей обучающихся.
Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся через использование возможности ролевой игры.
Задачи:
- информировать обучающихся о явлении коррупции;
- воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;
- развивать мотивацию антикоррупционного поведения;
- формировать навыки уверенного поведения;
- корректировать отношение обучающихся к проблемам коррупции.
Итогом реализации данных мероприятий должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:
- информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);
- личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, трессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);
- гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов, умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);
- самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);
- культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);
- решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).
Диспут для учащихся 8 класса (по следам «Ревизора» Н.В.Гоголя)
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства вы будете испытывать, пытаясь дать взятку? Есть ли другой выбор?
Какой выбор есть у того, кому предназначается взятка?
(Здесь главная задача учителя подвести учащихся к пониманию того, что быть в позиции взяткодателя унизительно, аморально. Но выводы должны сделать сами учащиеся)
Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, в последующем они подумают прежде чем, нарушить закон. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.
Игры
Игра «Отказ». Овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.
Для учащихся 4-7 классов
Работа проводится по подгруппам, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;
одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;
одноклассник просит достать для него большую сумму денег;
Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,
другой – «отказывающегося».
Рефлексия
Выполнение упражнения «5 шагов отказа».
Познакомить учащихся с 5 шагами отказа:
Сразу твердо сказать «нет»;
Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с Вами, но…»;
Если давление продолжается, можете перейти в наступление;
«Я больше не хочу говорить на эту тему…»
Предложите компромисс. «Давай лучше…».
По этой схеме разобрать несколько ситуаций.
Игра «Марионетки».
Для учащихся 6-9 классов
Задача учащихся определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Обучающиеся должны объединиться в группы. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5–3 метра. Цель «кукловодов» – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
Хотелось ли что-то сделать самому?
Игра «Очередь»
Для учащихся 3-9 класса
Цель: исследовать, какие чувства возникают в ситуациях, когда необходимо ответить отказом, и какой отказ звучит убедительней и легче воспринимается.
Ход: все участники, кроме одного, изображают очередь (в кассу за билетами кинотеатра, или за билетами на матч любимой команды и т. д.). Тот, кто не стоит в очереди, пытается пролезть вперед. Необходимо отказать нахалу, при этом есть условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.
После упражнения обсудите:
Какие чувства возникли в момент отказа?
В чем основная трудность в отказе?
Почему нам это трудно сделать?
Чего мы боимся?
Подведите итог к тому, что убедительной является уверенная внутренняя позиция и, как следствие, четкий и спокойный ответ: «Нет». При необходимости проиграйте эту ситуацию повторно с тем, чтобы каждый мог потренироваться в произношении этого четкого, спокойного и уверенного «Нет». Успех приветствуйте аплодисментами.
Игра «Портрет государственного (муниципального) служащего».
Для учащихся 8-11 классов
Цель: посредством проигрывания роли государственного служащего сформировать отрицательное отношение к коррупции.
Задание:
Государственный служащий
Имитировать поведение государственного служащего при распределении земельных участков под строительство.
Представитель строительной фирмы:
Имитировать поведение представителей строительной фирмы для получения участка под строительство
После выполнения задания обсуждение.
Есть ли что-то общее в поведении разных сторон?
Можно по внешним признакам узнать человека склонного к коррупции?
Как Вы думаете, каковы критерии, по которым общество определяет успех или отсутствие его в жизни?
В чем Вы видите общие черты успеха в обществе?
Каковы, на Ваш взгляд, причины успеха или неуспеха? В чем их различия?
Несколько равны шансы на успех у представителей разных социальных групп и слоев общества?
Что в Вашем понятии можно назвать привилегированным положением?
Рефлексия – 2 минуты.
При подведении итогов можно задать вопросы:
Знаете ли Вы примеры честного служения Отечеству?
Приведите примеры.
Подборка материалов составлена Несветаевой И.Г., руководителем ОДОД